Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Сведения об образовательной организации Образование Образовательные программы Программы по внеурочной деятельность НОО «Планета Земля»
Устал учиться

Первый раз в первый класс! Все, что нужно для школы

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей № 48»
г. Калуги
/Г.В. Зиновьева/

П Р О Г Р А М М А
курса для детей младшего школьного возраста
«Планета Земля » наш общий дом»
3-4 класс

Рассмотрена на МС МБОУ
«Лицей № 48» г. Калуги

Составитель: Соловьева Н.А.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
отличник музейной работы
Калуга, 2013
Пояснительная записка



Инновационная культурно-образовательная программа «Планета Земля — наш общий дом» построена на выставках и экспозициях школьного экологического музея детского творчества и на материалах удивительной истории о Маленьком принце и планете людей, написанной французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери.
Необходимость и актуальность проведения занятий по данной программе вызваны тем, что наше общество переживает сегодня кризис в сфере нравственных и социокультурных отношений, о чем свидетельствуют духовная неразвитость детей и подростков (на них, безусловно, влияет информация, поступающая с помощью телевидения, масс-медиа, интернета, компьютерных игр), отсутствие у них четких представлений о пороке и добродетели, об истинных человеческих ценностях.
Проведение занятий по данной программе преследует следующую цель: формирование общей культуры и экологического сознания детей путем вовлечения их в творческий процесс посредством школьного музея, осмысление ими общечеловеческих д уховно-нравственных ценностей.
Задачи
  • Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры, к целостному взгляду на окружающий мир с его природой, социокультурным и духовным пространством, для чего познакомить их с материалами экологического музея и содержанием сказки «А. де Сент-Экзюпери Маленький принц», дать детям представление о Земле как общем доме всех живых существ.
  • Воспитательная: воспитывать у детей любовь к природному и культурному наследию, бережное отношение ко всему живому на Земле, отзывчивость, способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты, стремление ребят к возвышенному, доброму, формировать у них позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости и хамства.
  • Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, вести диалог, беседу, экскурсию, решать проблемные задачи, обобщать, сравнивать, логически мыслить, способствовать развитию у детей творческого воображения, умения видеть в современной жизни знаковые символы прошлого, дать детям навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в театрализованных постановках.


  • Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека очень важны приобщение к своим истокам, связь с природой, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок смог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию. Тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Это возможно сделать на базе такого уникального социального института, каким является музей с его новыми формами музейной педагогики, а также на основе глубокого осмысленного прочтения духовного произведения, например, сказки «Маленький принц», помогающей детям в ходе обсуждений на занятиях позитивно решать вопросы об ответственности, нравственности и человечности.
    Осваивая теоретические знания и практические умения в области культуры, истории, нравственности, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, к родной природе, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений природные, художественные и культурные ценности. Программа предполагает овладение детьми элементарными навыками основ научной музейной работы, изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При этом широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники повышает эффективность самостоятельной работы детей в школьном музее. Осознать гармонию человека и природы, их взаимосвязь и равновеликую ценность детям помогают не только музейные выставки и экспонаты, а также формы и методы занятий, такие, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценизация и театрализация, видеометод, экскурсии на природу, проекты и творческие задания. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка, экскурсия, конкурс, диспут. На заключительном этапе работы с детьми организуется постановка спектаклей — «Послание Земли» (1-ый год обучения) и «Маленький принц» (2-ой год обучения), для чего в программу вводятся занятия по сценическому мастерству, речевой культуре, кукловождению.
    Программа имеет интегрированный характер. При реализации ее содержания расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, труда, основ православной культуры.
    Рассчитана программа на проведение теоретических и практических занятий во внеурочное время с детьми 9 — 10 лет (третьи и четвертые классы) в течение двух лет в объеме 70 часов в год (по 2 часа в неделю). В ходе занятий школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями, но и научатся слышать и понимать природу сердцем. Они попробуют следовать мудрости прирученного Маленьким принцем Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Так дети для себя откроют живую душу природы. Занятия по данной программе помогут школьникам раскрыть свои способности, самореализоваться и самовыразиться в общественно полезных, творческих и личностно значимых формах деятельности, будут способствовать осознанию детьми того, что каждый человек является частью огромного целого — родной Матушки-Земли, своего народа и от мысли и дел каждого зависит очень многое в нашем мире.
    Учебно-тематический план
    по курсу «Планета Земля — наш общий дом»
    1-ый год обучения


    Темы
    Количество часов
    Всего
    Теория
    Практика
    1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения 4 2 2
    2. Что такое музей? Какие бывают музеи? 4 2 2
    3. Роль музея в жизни человека 4 2 2
    4. Музейная экспозиция и ее виды 4 2 2
    5. «Я — планета». «Мы — обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля» 6 2 4
    6. Сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и ее главный внутренний смысл 6 3 3
    7. Планета людей 4 1 3
    8. Опасны ли для нашей планеты «баобабы»? Как противостоять им? 4 1 3
    9. Опасны ли для нашей планеты «баобабы»? Как противостоять им? 6 2 4
    10. В гармонии с собой и окружающим миром 4 2 2
    11. «Послание Земли» 6 2 4
    12. Что могут куклы? Особенности работы кукловода 6 1 5
    13. Работа над кукольным спектаклем «Послание Земли» 6 1 5
    14. Генеральная репетиция. Выступление со спектаклем 6 1 5
    Итого 70 24 46

    Содержание курса первого года обучения


    1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
      Содержание, формы и методы занятий по курсу «Планета Земля — наш общий дом»
      Практическая работа: обзорная экскурсия в школьном экологическом музее детского творчества.
    2. Что такое музей? Какие бывают музеи?
      Музей — это не только хранилище памятников истории и культуры, но и предметно-пространственная среда, оснащенная вещным рядом и имеющая научно-методическое обеспечение для проведения занятий по приобщению школьников к культурно-историческим ценностям своего народа. Школьные музеи (военно-патриотические, мемориальные, естественнонаучные и другие) в основном построены на краеведческом материале.
      Практическая работа: просмотр и обсуждение видеофильмов о работе школьных музеев лицея № 48 г. Калуги.
    3. Роль музея в жизни человека. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Социальная функция школьного музея. Практическая работа: определить и записать в своей рабочей тетради социальные функции экологического музея детского творчества.
    4. Музейная экспозиция и ее виды.
      Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «музейный предмет». Экспозиционные материалы (подлинные предметы, копии, муляжи, тексты). Тематические экспозиции и выставки.
      Практическая работа: назвать темы и определить главное содержание экспозиций школьного экологического музея, записать это в рабочей тетради, сделать их зарисовки.
    5. «Я — планета». «Мы — обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля».
      Знакомство с необыкновенной романтической личностью французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери, автора удивительной истории о Маленьком принце и планете людей. Наша маленькая голубая планета несется в мировом пространстве крошечной песчинкой, и именно на этой песчинке возникла жизнь в ее разнообразных формах. Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца, летящего во вселенной на своем крохотном астероиде. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Человек и планета. Для планеты важно, чтобы каждое «я» было таким, как если б оно было единственным на Земле. Как надо вести себя, чтобы рядом с тобой всем жилось хорошо?
      Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Здравствуй, это я!» Дать возможность каждому ребенку понять и высказаться, из чего состоит его «я», какой «я» есть сегодня и каким «я» должен быть, чтобы Земля благодарила меня за каждый час моего существования, измерить свое «я» меркой Маленького принца, представить себя наедине с планетой, в условиях абсолютной ответственности за ее благополучие. Экскурсия на природу.
    6. Сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и ее главный внутренний смысл.
      С первых же глав А. де Сент-Экзюпери вводит нас в мир двойственного восприятия действительности, мир детей и взрослых, мир индивидуальности и массовой культуры, дружбы и одиночества, прошлого и будущего. Решаются вопросы об ответственности, нравственности, человечности.
      Практическая работа: ответить на поставленные в листках активности проблемные вопросы: Что важнее и почему: починить мотор или успокоить малыша, искать легких развлечений или быть в ответе за близких, судить о человеке по словам или по делам и поступкам? Ответы (совместно с родителями) оформить в виде творческих работ (мини-сочинений, рисунков, плакатов). По итогам этой деятельности провести диспут.
    7. Планета людей.
      Беседа-диалог о том, как Маленький принц открыл несколько планет, на которых жили очень разные взрослые (делец, король, фонарщик), так же, как и на Земле множество людей, непохожих друг на друга. У каждого своя «планета» — близкие, родные, дом, интересы, традиции и обычаи. Жизнь требует от нас позитивного взаимодействия между собой и всех вместе — со своей планетой. Все мы — одна большая семья. Как важно нам заботиться друг о друге, помогать, защищать, беречь, любить своих близких. Практическая работа: игра-путешествие «Вместе с Маленьким принцем». Экскурсия на природу.
    8. Опасны ли для нашей планеты "баобабы"? Как противостоять им?
      Беседа-диалог. Планете Маленького принца угрожали семена баобабов. И каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не разорвали своими корнями планету. Забота людей о земле сегодня нужна ежедневная, выражающаяся в практических делах. Предусмотренная в лицее работа детей на выбранных пришкольных территориях — это их реальный вклад в улучшение экологического состояния окружающей среды.
      Практическая работа: разыгрывание сценок-диалогов («Встреча Маленького принца с летчиком» и другие) в авторском стиле и в стиле «ремейк».
      Задание на дом: обсудить с родителями и записать в рабочих тетрадях основные правила защиты живой природы.
    9. Приведи в порядок свою планету.
      Обсуждение составленных учащимися правил защиты живой природы. Беседа-диалог: как дети понимают главное правило Маленького принца — «встал поутру, привел себя в порядок…, приведи в порядок свою планету»?
      Практическая работа: оформление в музее выставки детских работ на тему «Мы сохраним земную красоту!»
    10. В гармонии с собой и окружающим миром.
      Беседа-диалог о том, что Земля — наш общий и единственный дом, что каждому из нас надо научиться жить в гармонии с собой и природой и охранять окружающий нас мир, любоваться его красотой, уважать традиции своего народа; сохранять и укреплять свое здоровье; обеспечивать экологические условия своей жизнедеятельности — труда, отдыха, питания; избавляться от вреда, наносимого себе самому некоторыми привычками, например, ленью, незнанием, равнодушием.
      Практическая работа: участие в природоохранной деятельности на территории микрорайона Терепец.
    11. «Послание Земли».
      Знакомство детей с пьесой Н. А. Соловьевой «Послание Земли», написанной на краеведческом материале и посвященной взаимоотношениям Человека и Природы. Обсуждение главной идеи пьесы, поступков и действий ее персонажей по защите Матушки-Земли.
      Практическая работа: чтение по ролям, распределение и пробы роли.
    12. Что могут куклы? Особенности работы кукловода.
      Первичные навыки работы с куклами на ширме. Принципы управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности.
      Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке. Мизансцены.
    13. Работа над кукольным спектаклем «Послание Земли». Особенности изготовления кукол. Технология разработки выкроек куклы. Выбор материала для изготовления различных частей куклы. Изготовление одежды кукол и декораций. Отработка навыков движения куклы на ширме. Речевая гимнастика.
    14. Генеральная репетиция. Выступления со спектаклем.
      Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы, звуковое оформление спектакля. Организация и проведение спектакля, показ его учащимся начальных классов, дошкольникам. Организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); участие в конкурсах и смотрах школьных кукольных театров.

    Учебно-тематический план
    по курсу «Планета Земля — наш общий дом»
    2-ый год обучения


    Темы
    Количество часов
    Всего
    Теория
    Практика
    1. Вводное занятие. 4 2 2
    2. Музееведение как научная дисциплина 6 2 2
    3. Формы и методы музейной педагогики 6 2 4
    4. Культурно-образовательная деятельность музея 6 2 4
    5. «Я видел мир Земли, я видел небосвод» 6 2 4
    6. У каждого своя планета 4 2 2
    7. «Зорко одно лишь сердце» 6 2 4
    8. Работа над спектаклем «Маленький принц» 6 2 4
    9. Речевая гимнастика, сценическая речь 4 1 3
    10. Оформление спектакля 10 2 8
    11. Посещение спектакля в театре юного зрителя с последующим его обсуждением 4 1 3
    12. Генеральная репетиция. Выступления со спектаклем 8 2 6
    Итого 70 22 48

    Содержание курса второго года обучения

    1. Вводное занятие.
      Особенности содержания программы «Планета Земля — наш общий дом», форм и методов проведения учебных занятий, видов творческой деятельности детей.
      Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет на сайте лицея № 48 г. Калуги о работе школьных музеев (боевой славы, истории 290 СД, фронтового письма, экологического, музея семьи «Теремок» и музея Космоса)
    2. Музееведение как научная дисциплина.
      Современное понимание термина «музееведение». Положение о музее в образовательном учреждении. Основные понятия и термины в музейном деле (фонды, экспозиция, экскурсия). Опыт успешной деятельности детских объединений, работающих при школьных музеях лицея №48.
      Практическая работа: просмотр и обсуждение видеофильма «Приобщение к истокам» (о работе школьного патриотического клуба «Истоки»)
    3. Формы и методы музейной педагогики.
      Беседа-диалог о формах познавательной творческой или практической деятельности детей: манипулирование с музейными предметами, участие в сюжетно-ролевых играх, инсценизация и театрализация, путешествие во времени, п рактическая работа по листам активности.
      Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Бабушкин сундучок» (по раскрытию «тайн» некоторых музейных предметов)
    4. Культурно-образовательная деятельность музея.
      Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея, ее цели и задачи. Беседа-диалог, экскурсия-диалог как основные формы деятельности юных экскурсоводов, методика овладения этими формами.
      Практическая работа: участие в подготовке мини-экскурсий в экологическом музее детского творчества.
    5. «Я видел мир Земли, я видел небосвод».
      Беседа-диалог о рыцаре духа, писателе и летчике Антуане де Сент-Экзюпери, авторе удивительной сказки «Маленький принц». Это история о высоких человеческих чувствах: о дружбе, любви, понимании, о долге, чести и ответственности.
      Практическая работа. Игра-импровизация и миниспектакли: «Маленький принц и Роза», «Маленький принц и Летчик», «Маленький принц и Лис».
    6. У каждого своя планета.
      Беседа-диалог. На земле проживает огромное количество людей — 5 миллиардов. Между ними много общего, все они так или иначе общаются, взаимодействуют друг с другом. Но у каждого из них есть и свой мир, непохожий на все остальные. У каждого человека свои заботы, настроение, память и прошлое. Как хорошо, когда человек не забывает свои истоки, свои корни. Мы не должны быть «Иванами», родства не помнящими. Собирать сведения о наших предках, о Земле, на которой мы живем — этому учат нас музейные занятия.
      Практическая работа: просмотр и обсуждение видеофильма о работе школьных музееведов «С чего начинается Родина?» Выполнение заданий на листках активности.
    7. «Зорко одно лишь сердце».
      Беседа-диалог. Маленький принц часто любовался закатом. Однажды за один день он видел заход солнца 43 раза… Спросим себя: а сколько раз я наблюдал закаты и восходы в своей жизни? Замечаю ли я росу на траве, радугу в небе, бабочку удивительной раскраски? Видеть и понимать прекрасное — качество для человека очень важное. Тот, кто может оценить неповторимость красоты окружающего мира, способен дорожить и нашей живой планетой. Не менее важно создавать красоту своими руками, в различных видах творческой деятельности, в том числе и в работе, которая поможет сделать красивее наш дом, двор, улицу, подъезд, класс, лицей, нашу березовую рощу.
      Практическая работа. Экскурсия на природу. Передать свое отношение к главным смысловым темам «Маленького принца» через выполнение различных видов творческих работ: в слове (сказка, диалог, сочинение, стих), в рисунках и плакатах, в музыке, сценке, в поделках из любого природного материала.
    8. Работа нал спектаклем «Маленький принц». Просмотр и обсуждение творческих работ учащихся. Осмысленное прочтение сценария сказки. Беседа-рассуждение о внутреннем мире взаимоотношений героев, о том, что при всей кажущейся простоте сюжета, внутренний смысл пьесы необычайно ёмок, многослоен и глубок.
      Практическая работа: распределение и пробы ролей, соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей (движение), упражнения, этюды.
    9. Речевая гимнастика, сценическая речь.
      Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (Маленького принца, взрослых персонажей, зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. Речевая гимнастика.
      Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
    10. Оформление спектакля.
      Ознакомление с понятием «декорация», «реквизит». Ознакомление с элементами оформления спектакля (декорации — плоскостные и объемные, цвет, свет, звук, шумы). Особенности изготовления театральных костюмов, выбор материалов, технология их изготовления. Подбор музыкального оформления.
      Практическая работа: изготовление элементов декораций, театрального реквизита и сценических костюмов.
    11. Посещение спектакля в театре юного зрителя с последующим обсуждением.
      Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
      Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
    12. Генеральная репетиция. Спектакль.
      Подготовка помещения для презентации спектакля «Маленький принц». Установка декораций и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля. Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
      Практическая работа: организация и проведение спектакля, показ его учащимся: лицея № 48, средней школы № 27, областного реабилитационного центра, Азаровского детского дома.

    Литература для педагогов

    1. Баженова Н. Н. (сост.) Педагогический поиск. — Спб. — М., 1989
    2. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. — М., 1987
    3. Буровик К. А. Родословная вещей. — М., 1985
    4. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. — М., 2002
    5. Волина В. Учимся, играя. — М., 1994
    6. Завьялов В. В. Космическая экология. — Калуга, 2000
    7. <Культурно-образовательная деятельность музеев (сост. Коссова И. М.) — М., 1997/li>
    8. Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир. — М.. 1998
    9. Михеева Л. Н. Молодежный любительский театр. — М.. 2006
    10. Мурзакова О. Г., Маслов А. Б. Экологическое воспитание. — М., 2006
    11. Музей и культура. Пособие. Под ред. Вануловой Е. Г. — М., 1995
    12. Опыт работы музеев Калужской области с детьми. — Калуга, 2001
    13. Панкратова Т. Н., Чумалова Т. В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. — М., 2002
    14. Плешаков А. А. Экология для младших школьников. — М., 1995
    15. Сент-Экзюпери Антуан де. Избранное. — М., 1983
    16. Тайны окружающего мира. Энциклопедия. Под ред. Клепининой. — М., 2007
    17. Тубельская Г., Живова А. Антуан де Сент-Экзюпери. — М., 2008
    18. Энциклопедия русского быта. — М., 2005
    19. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. — М., 2001
    Литература для детей

    1. Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц. — Тула., 1986
    2. Истомин С. В. Я познаю мир. — М., 2007
    3. Наш школьный кукольный театр. — М., 1978
    4. Симонова Л. П. Ключи от природы. — М., 1997
    5. Шаров А. Волшебники приходят из детства. — М., 1985
    6. Школьная энциклопедия. — М., 2003
    7. Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология. Под ред. Чижевского А. Е. — М., 1998




    Сегодня сайт посетило — 216
    страниц просмотрено — 433
    просмотрено страниц за все время— 18814
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Сведения об образовательной организации Образование Образовательные программы Программы по внеурочной деятельность НОО «Планета Земля»