Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Духовно-нравственная культура Разработки уроков Путешествие по святым местам Калужской земли
Урок Православной культуры во 2-ых классах проводит Глазова Елена Николаевна

Духовно-нравственное воспитание на основе Православной культурной традиции

Путешествие по святым местам Калужской земли

История школьной экспедиции одного дня
История первая


Фотоотчет можно посмотреть здесь

Е.Н. Глазова, преподаватель основ православной культуры МБОУ «Лицей №48» г. Калуги
Для нашего народа величайшим достоянием, унаследованным из прошлого, является Православная вера. В течение десяти веков русская история слагалась христианами. Каждая страна с уважением вспоминает своих самых достойных жителей. Россия среди самых знаменитых назовет не только поэтов, писателей, художников, композиторов, но и своих великих христианских святых: Александра Невского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского…
Сегодня мы являемся наследниками богатой русской культуры. Верный путь понимания русской культуры — это изучение христианской православной культуры. Православная культура — это знание о том, чем жили и что создавали православные люди. Вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству — главные ценности жизни православных людей. В нашем лицее создан клуб «Духовное краеведение Калужского края», который ставит своей целью изучение истории христианской православной культуры на Калужской земле. Объектом изучения является история её духовной культуры.

В первую экспедицию мы отправились 14 октября, в воскресенье — праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Маршрут нашей экспедиции: Шамордино — Нижние Прыски — Оптина Пустынь.
Из Калуги мы выехали в восемь утра. Утро было туманное, и по дороге в Шамордино туман становился всё гуще. Когда мы прибыли в Шамординскую Казанскую Горскую общину, туман вдруг рассеялся, появилось солнце, и перед нашим взором предстал величественный храм. Это собор в честь Казанской иконы Божией Матери, напоминающий дворец из русской сказки. Собор имеет 15 глав, выполнен в «русском стиле» — с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасадах собора — шатровые крыльца, а на западном арочный вход в трапезную. Строился собор по проекту С.В. Шервуда, сына академика В.О. Шервуда — автора здания исторического музея в Москве.
Все здания монастыря построены из красного кирпича в едином стиле.
Но монастырь — это не только здания, монастырь — это и люди, которые когда-то создавали его и теперь живут в нем. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь — это ещё одно название монастыря, была основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским. В начале 20 века число насельниц составляло более 800 человек. В монастыре было подсобное хозяйство, мастерские: иконописные, золотошвейные, башмачные, гончарные и др. Монастырь содержал детский приют, богадельню, больницу, странноприимный дом. Монахини сочетали молитвенное служение Богу с деятельным служением близким.

К храму Преображения Господня в селе Нижние Прыски мы приехали в 11 часов. В храме шла служба. Храм построен по типу римской базилики, вытянут в длину, традиционных алтарных полукружий снаружи нет. На церковные своды опирается большой круглый барабан, опоясанный овальными окошками и покрытый куполом. Над куполом главка с шестиконечным крестом, с «солнцем» в средокрестии. Храм дошел до нас без особых изменений со второй половины 18 века. Преображенский храм интересен как часть усадебного комплекса 18 столетия, владельцем которого делается Н.Е. Кашкин. Сын Н.Е. Кашкина Сергей Николаевич участвовал в декабрьском восстании на Сенатской площади. После ссылки ему было разрешено вернуться в Нижние Прыски к сестре.
Мы зашли ненадолго в храм, чтобы взглянуть на старинные росписи и собрались уезжать. Но кто-то из прихожан сообщил нам, что настоятель храма протоиерей Леонтий Яковлевич Никифоров приглашает нас вернуться, служба к тому времени уже закончилась. Леонтий Яковлевич служит в храме Преображения Господня с 1963 года. Удивительный человек, лицо его светится тихим счастьем, разрешает нам экскурсию в храме и благословляет детей как-то по-особенному, с любовью. Благословение в христианстве — это благопожелание с призыванием имени Божьего.

Следующая наша остановка — Оптина пустынь. Это древнейший мужской монастырь. Когда возникла Оптина пустынь — точно неизвестно. По преданию, её основал покаявшийся разбойник Опта. Известно, что в 1625 году её игуменом был Сергий (И.М. Концевич «Оптина Пустынь и её время» — Белорусский Экзархат, 2006). Во времена гонений на монастыри она была закрыта. Вновь восстановлена Оптина в 1821 году. Но её расцвет начинается с момента введения старчества в 1829 году, когда там поселился Старец Леонид (1768-1841). И продолжалось старчество около 100 лет.
Старчество (духовное делание египетских пустынников) было перенесено на Русь вместе с христианством. В 15 веке, когда Русь потеряла связь с христианским востоком, оно было забыто. В 18 веке было возрождено в Молдавии схиархимандритом Паисием Величковским. Мы направляемся через вековой лес в скит, где жили старцы. В скит заходить нельзя, и мы останавливаемся на опушке чудного леса у ограды. Экскурсовод рассказывает о старцах, о великих людях, которые к ним приходили за разрешением сложных философских вопросов: Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, Л. Кавелин, А.К. Толстой, М.А. Максимович, Л.Н. Толстой, братья Киреевские и др. Но тысячами приходили к ним простые люди со своими житейскими проблемами. Кто же такие старцы? И.М. Концевич, христианский писатель, говорит так: «Истинное старчество есть особое благодатное дарование — харизма — непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости». Неоценимая заслуга принадлежит оптинским старцам в издании святоотеческой литературы. Библиотека скита насчитывала десятки тысяч разных книг, в том числе научных. Она до сих пор не возвращена монастырю и находится в Москве.
Четырнадцать оптинских старцев прославлены как святые, среди них преподобный Амвросий Оптинский — создатель Шамординского монастыря. Из скита мы направляемся в монастырь, который поражает своей красотой. Сегодня праздник, и монахи угощают детей шоколадом. После интересной экскурсии по территории монастыря мы самостоятельно посещаем храмы. Экскурсия понравилась всем: детям, их родителям, учителям. Чувства, настроения, переживания были разными, но, несомненно, ощущалось присутствие духовного родства. О посещении Оптиной пустыни в 1850 году Н.В. Гоголь писал графу А.П. Толстому: «Я заезжал по дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унес о ней воспоминанье. Я, думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать,видимо, там царствует…»



Сегодня сайт посетило — 170
страниц просмотрено — 206
просмотрено страниц за все время— 31499
Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Духовно-нравственная культура Разработки уроков Путешествие по святым местам Калужской земли